«Крылатый век России». Выставка уникальных самолетов



«Крылатый век России». Выставка уникальных самолетов в Москве. Фотографии

Сегодня, 15 ноября, в московском «Манеже» открылась выставка «Крылатый век России».

На выставке представлено около 100 экспонатов. Многие самолеты и вертолеты экспозиции демонстрируются в натуральную величину: от летающей машины Сикорского до космических самолетов наших дней.

«Крылатый век России». Выставка уникальных самолетов в Москве. Фотографии

Благодаря документу родственники старшего лейтенанта Валентина Скопинцева узнали: история его третьего боевого вылета закручена так же лихо, как винты самолета Ил-2. В годы Великой Отечественной советский штурмовик был подбит. Вынужденная посадка пришлась прямо на обледеневшее озеро в Мурманской области. Самолет затонул. Обнаружить и поднять его со дна удалось только спустя 70 лет.

«Подошли к самолету, к кабине пилота и сначала брат тронул за ручку штурвала, потом сын – за ручку штурвала. Такое чувство, что за эту ручку держался отец, а потом сын, потом и внук», – рассказывает Евгения Скопинцева, дочь летчика Валентина Скопинцева.

В поисковой операции была еще одна находка – истребитель Як-1. Сейчас установлено: за его штурвалом находился летчик Демидов. Молодой мальчишка к началу боевых действий налетал всего лишь 8 часов.

«Крылатый век России». Выставка уникальных самолетов в Москве. Фотографии

«Забыв, что перед посадкой необходимо выпустить еще тормозные щитки, пытался сесть без выпущенных щитков, на что комендант ему запретил посадку. И когда он проходил над озером, у него остановился двигатель и ему ничего не осталось, как сделать вынужденную посадку», – рассказал руководитель проекта «Крылатая память Победы» Борис Осетинский.

В обоих случаях пилоты выжили, а их самолеты теперь экспонаты выставки. Но конструкторы уверяют: это ненадолго. В основном на выставке представлена малая авиация (в смысле малых размеров). Большие экспонаты уже давно заняли место в музеях. Правда есть исключения: легендарные Ил и Як в течение нескольких лет собираются восстановить, и они смогут снова подняться в небо, отдавая дань российской авиации.

«Крылатый век России». Выставка уникальных самолетов в Москве. Фотографии

Интерес зрителей вызвали самолеты «Форман» и «Ньюпор». С последнего началась история российской истребительной авиации. Это был самый совершенный самолет того времени. Винт крутился вместе с двигателем и не перегревался. «Форман» же называли школьной партой летчиков. На нем учились летать первые асы.

«Крылатый век России». Выставка уникальных самолетов в Москве. Фотографии

«Инструктор аккуратно взбирался по этим приспособлениям в кресло пилота, за ним таким же образом забирался обучаемый, садился сзади и начинался процесс полета, – показывает организатор выставки Сергей Ковальский. – Не было никаких специальных инструкций. Это все было впервые, то есть общение, освоение полета аэропланом каждый раз как в первый раз».

Организаторы попытались вместить историю российской авиации в просторный зал «Манежа». Задача оказалась невыполнимой – слишком мало места. Поэтому большинство моделей было представлено фотографиями, уменьшенными копиями самолетов и интерактивными симуляторами. Они, конечно, не дают возможности почувствовать себя летчиками, зато позволяют прикоснуться к истории крылатого века России.

«Крылатый век России». Выставка уникальных самолетов в Москве. Фотографии

По материалам Первого канала

Комментарии и пинги к записи запрещены.