Ватикан: 50-я годовщина провозглашения исторической декларации «Nostra aetate»



Ватикан: 50 годовщина провозглашения исторической декларации "Nostra aetate"Сегодня исполняется 50-я годовщина объявления одного из самых важных в истории церковных документов, соборной декларации «Nostra aetate» (В нашу эпоху) — об отношении церкви к религии нехристианских. Она задала новый этап в отношениях с ними.

По инициативе папы римского Франциска его сегодняшняя генеральная аудиенция в полвека этого исторического события будет иметь чрезвычайный характер диалога.

Этот самый маленький по объему документ II Ватиканского Собора, состоящий всего из пяти пунктов, считается большим шагом вперед, открывшим совершенно новую главу в духе диалога и уважения, прежде всего в отношениях с иудаизмом после столетий предрассудков и недоверия.

Декларация была утвержденна в голосовании на соборе сокрушительным большинством голосов, но путь этого текста был долгим и создавался он постепенно. Нелегко был принят, а раньше даже существовал риск, что проект будет снят с соборной повестки дня.

Первая версия была роздана во время заседания в 1963 году. Текст был выражением желания папы Иоанна XXIII, была объявлена декларация о евреях. Влияние оказал его личный опыт работы в ватиканской дипломатии в годы Второй мировой войны, когда он помогал евреям и спас тысячи из них.

О необходимости изменений в отношении евреев, сказал ему один из оставшихся в живых, историк Жюль Исаак во время встречи в 1960 году.

Было решено не совмещать текст об отношении к евреям с документом в отношении экуменизма и выдать отдельный, дополненный существенным образом. В то время как отцы соборов из Европы и соединенных штатов думали в основном об отношениях с евреями, представители арабских стран рассуждали о реакции со стороны мусульман. Поэтому они настояли на том, чтобы в том же документе был затронут вопрос отношений с миром ислама. В свою очередь представители церквей из Азии и Африки постулировали учесть также другие религии.

В результате был создан универсальный текст, в котором церковь впервые в своей истории открыла братский диалог с другими религиями.

Совершенно новая глава диалога была открыта и в отношениях с двумя великими религиями: исламом и иудаизмом. Именно этот аспект делает декларацию большим прорывом.

Во введении отмечается, что люди разных религий ищут ответы на глубокие тайны существования, и они по-разному стараются пойти навстречу тревожности человеческого сердца.

Католическая церковь объявила, что не отвергает ничего из того, что в этих религиях считается «истинным и святым» и с искренним уважением относится к их предписаниям и доктринам, хотя они и отличаются от тех, что исповедают у них.

В параграфе, посвященном отношению к исламу есть слова: «Церковь с уважением относится к мусульманам, которые поклоняются единому Богу, Живому и Сущему, Милосердному и Всемогущему, Творцу неба и земли».

Несомненно, важное историческое значение имеет четвертый пункт декларации об иудаизме, в котором акцент был сделан на оковы католицизма с «племенем Авраама» и общее духовное наследие. Затем было установлено, что именно из-за этого собор хочет возродить и рекомендовать взаимное понимание и уважение.

Революция документа заключается в том, что, как отмечает портал Vatican Insider, он ввел в католицизм уважение к иудаизму и в то же время способствовал созданию более позитивного имиджа христианства в еврейской общественности, после многих лет страданий и гонений.

Как представители церкви во главе с очередными папами, так и европейцы отмечают, что этот текст, который ни в коей мере не потерял своей актуальности из-за решительного осуждения анти-иудаизма и антисемитизма, требует постоянного напоминания. Он не может остаться только историческим документом. О нём помнили Иоанн Павел II и Бенедикт XVI, а продолжает Франциск.

Комментарии и пинги к записи запрещены.