Подробности теракта на советском Ту-104 стали известны через сорок лет



40 лет назад произошло событие, о котором в СССР мало кто знал. Сейчас об этом ЧП рассказывают на занятиях в лётных училищах. Всё случилось во время рейса Москва — Ленинград. Попытка угона — пассажир угрожал взорвать бомбу. Никаких инструкций, как действовать в таких ситуация, тогда не было. Но экипаж за считанные минуты принял решение и спас людей.

Указ о награждении бортмеханика Викентия Грязнова его жене и детям зачитали через полтора месяца после того памятного дня. 23-го апреля 1973 года Елена, собираясь в университет, как обычно болтала с отцом и не знала, что больше его не увидит.

«Поднявшись на свой этаж, я увидела открытые двери и очень много людей. И мне сказали, что ваш отец погиб, это несчастный случай», — вспоминает Елена Величко.

Что случилось в действительности, Елене много позже рассказали коллеги отца. Вместе они летали около четырех лет. Это был обычный рейс Ленинград — Москва. Вскоре после взлета в кабине летчиков загорелась лампа вызова из пассажирского салона. Командир Вячеслав Янченко попросил бортмеханика выяснить, в чем дело. В кабину он вернулся с конвертом.

«Человек передал письмо, требует изменить курс и лететь не в Москву, а в Швецию, и угрожает взорвать самолет», — вспоминает Герой Советского Союза Вячеслав Янченко.

О случившемся на борту доложили наземным службам. Впрочем, ждать указаний было бессмысленно. В 73-м году просто не существовало инструкций, как правильно действовать в подобных ситуациях. Командир самостоятельно принял решение возвращаться в Ленинград.

Лететь в Стокгольм было нельзя. В то время любое воздушное судно, пересекающее границу СССР без специального разрешения, могли сбить. Бортмеханику и штурману пришлось по очереди успокаивать террориста с бомбой в руках, которая могла взорваться всего лишь, если бы он убрал палец с кнопки. Его убеждали: самолет направляется в Швецию.

«У нашего экипажа был пистолет. Пистолет я отдал второму пилоту и, естественно, его нельзя было трогать. Если сделать выстрел, он бы все равно кнопку разжал», — говорит штурман Николай Широков.

На посадку заходили с юга, со стороны Пулковских высот, чтобы террорист не увидел в иллюминатор ленинградские шпили и купола. Командир до последнего тянул с шасси. Он выпустил их, когда до земли оставалось всего около 200 метров. Но, услышав характерный грохот выходящих стоек, захватчик все понял и отпустил кнопку. От взрыва механизмы управления заклинило, самолет стал падать.

Вячеслав Янченко вспоминает, выровнять машину удалось за какие-то мгновения до столкновения с землей: «Самолет опускается все ниже и ниже. И уже скребет по бетону — скорость еще большая была. Искры во все стороны летят».

Неуправляемый лайнер остановился на грунте. Лишь после этого летчики открыли бронированную дверь кабины и увидели: их коллега Викентий Грязнов и террорист погибли. Своим телом бортмеханик закрыл от осколков пассажирский салон. Лишь благодаря этому больше никто не пострадал. С момента вылета из «Пулково» прошло всего 50 минут.

Современному пассажиру, чтобы попасть на борт, придется еще снять туфли, брючный ремень, а багаж рентгеном просветит служба безопасности. Теперь это, конечно, звучит странно, но всего сорок лет назад в самолет садились как в обычный автобус, никому не приходило в голову досматривать пассажиров или их вещи. Даже паспорт не всегда спрашивали. Достаточно было билета.

Следователи потом выяснили, бомбу принесли в обычном дорожном саквояже. И вскоре по всему Союзу авиапассажиры стали предъявлять содержимое сумок.

Весь экипаж после того полета был представлен к боевым наградам. Долгие годы им нельзя было рассказывать, за что эти награды. Сегодня с этого дела гриф секретности уже сняли. И теперь коллеги Викентия Грязнова надеются, что им разрешат увековечить память человека, спасшего тот рейс ценой собственной жизни.

Вы можете оставить комментарий ниже.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности madhousenews.ru.
29, за 0,391